Размышления: Тема ученичества и наставничества в мире

В постижении чего-то есть два принципиальных состояния: состояние ученика и состояние мастера.

Традиционные школы никаких градаций между учеником и мастером не проводят. Никаких промежуточных аттестаций, никаких цветных поясов. Абсолютно двоичная логика – либо ты мастер, либо еще нет. Либо ты ноль, либо ты единица. Иначе какой смысл обучаться?

Это не высшее образование, где “отсидев” 5-6 лет и умудрившись сдать выпускной экзамен ты получишь диплом какого-то там бакалавра или магистра.

Это не показатель твоего мастерства. Это внешние атрибуты “успешного человека”, фантик, обертка. Это то-самое “казаться”, вместо того, чтобы “быть”. Согласись, что “казаться” гораздо проще, чем быть? Есть даже целые технологии, как завернуть себя в красивую обертку.

Технология достижения внутреннего мастерства, того самого “быть” немного другая. Даже нет, не так. Совсем другая. Внешней работе тут предпочитают уже внутреннюю. Для наглядности возьмем более-менее устоявшуюся концепцию.

В западных психологических школах часто используют “квадрат компетентности” (иногда его называют еще “колесо компетентности”). На иллюстрации выше можете ознакомиться в подробностях (спасибо за иллюстрацию сайту happy-pm.com).

Когда мы абсолютный ноль, мы начинаем с левой нижней позиции “неосознанной некомпетентности”. Это состояние, когда ты даже не знаешь, чего ты не умеешь.

Например, лет в 5 ты вряд ли можешь осознать, что ты не умеешь управлять автомобилем. Или играть на пианино. Или стрелять из РПГ. Или рисовать. Или делать контекстную рекламу.

В какой-то момент происходит нечто, что сталкивает тебя с реальностью. Ты садишься за руль автомобиля. Или за пианино. Или тебе на плечо кладут холодную тяжелую трубу РПГ, больно бьют рукой по твоей каске в районе затылка, тыкают пальцем в выезжающий из-за угла танк и истошно орут: “Давай! Жги!”.

В этот момент ты, обливаясь холодным потом, с ужасом понимаешь, что навыка у тебя нет вообще и ты никто, кем бы ни казался до этого внешне и как бы себя не позиционировал. Это момент, когда с “номера 1″ слетает фантик. На картинке ты уже в левом верхнем углу, в “осознанной некомпетентности”.

Предположим, что в сценарии с РПГ ты чудом выжил, тебя назначили штатным гранатометчиком и отправили в учебку. Через пару десятков выстрелов, изучения теории и некоторых маневров с “шайтан-трубой” ты более-менее сносно освоил навык стрельбы из РПГ.

Появился какой-то алгоритм. Появилось понимание что, куда, как и зачем. Это состояние “осознанная компетентность”, правый верхний угол квадрата выше.

Осталось самое интересное. “Неосознанная компетентность”. Это состояние мастерства. Согласно Малькольму Гладуэллу, этого состояния можно достичь в среднем потратив на изучаемое около 10000 часов. Это тот момент, когда ноль становится единицой. Возможно даже самостоятельной боевой.

Излагая кривым западным языком, процесс превращения ученика в мастера описывается именно так.

Таким образом в трех квадратах-состояниях (из предложенных четырех) мастерства нет, есть только ученичество. А мастерство есть только в четвертом квадрате. А теперь то, что западная мысль не может понять до сих пор.

Настоящее мастерство – это состояние, подобное самому первому квадрату. Когда мастер кажется неумехой и дурачком, что ведет к непредсказуемости и неизбежной импровизации.

Но для описания этого состояния придется использовать термины дзен-философии. Это как-нибудь в другой раз. Информации для ближайшей медитации и так достаточно.

Приятных инсайтов.