Постановка целей

Постановка целей: интернет-маркетинг и дзен

В деле постановки и достижения целей бывает тактическая засада. Ее обычно принято называть выбором “или-или”. Это именно ваш, внутренний выбор. А не речевая стратегия-манипуляция, когда вас перед таким выбором ставят умышленно (пример такой стратегии: когда Федор не хочет укладываться спать, я его спрашиваю: “Ты хочешь спать на левом боку или на правом?”.

Сын обычно выбирает какой-то из боков и благополучно укладывается). Поэтому с манипуляциями у этого выбора нет ничего общего и не стоит их сейчас путать.

Подобный выбор довольно часто возникает в условиях нехватки ресурсов. Пример: поехать вечером после работы домой к парню, с которым встречаешься 2 года без особых перспектив (зато и без особых потрясений) или поддаться на намеки и уговоры, и пойти на свиданку с симпатичным безбашенным новым коллегой (что наверняка обещает бурное продолжение свиданки).

Другой пример, тоже характерный: есть на руках сумма денег, которой хватает на новую машину,Постановка целей но не хватает на новую квартиру (при этом потребность в последней объективно больше). Купить машину сейчас, отложить на квартиру или проявить благоразумие и вложить в самообразование или даже в бизнес?

Ну и крайний на сегодня пример: у командира группы спецназа в глубоком тылу противника дилемма – атаковать с большим риском внезапно обнаруженный штаб противника или же продолжить по плану и без потерь разведку местности.

Надеюсь, суть проблемы понятна.

Вот с последнего примера и начнем объяснение. Идеальным вариантом решения является не выбор “взять то или это”, а “взять и то, и другое”. Говорят, что Джудит Делозье на своих семинарах очень огорчается, когда ей задают такие вопросы (про “или-или”). Потому что для нее ответ очевиден.

Однако бывает, что необходимо хотя бы выставить приоритет. Да, вы решили съесть и слона и кита (ну вот так вам повезло, добыли все сразу). Однако нужно сделать текущий быстрый выбор, кого начать разделывать первым.

Тут возникает еще одна проблема: если вы будете долго решать – есть большая вероятность упустить оба шанса. К тому же бывает, что размышление начинает подменять действие. Особенно в случае абстрактных вещей (мозг не отличает фантазии от прошлого опыта – почитайте про идеомоторную тренировку, например).

Ну и конечно есть риск выбрать “неправильный” (неудачный) вариант и тогда возникнет чувство вины. То есть проблема выбора не так и проста. В том числе поэтому люди не любят выбирать, но любят иметь возможность гипотетического выбора (иначе как же свобода™ и права человека™). Чем больше выбор – тем меньше шанс покупки. Это подтверждено многими исследованиями в интересах маркетинга.

Как проблема решается? Однозначного универсального ответа нет. Однако в примере со спецназом решение было найдено. Простое и элегантное. Нужно было подбросить монетку. На орел и решку назначалось по варианту.

И дальше ответственность перекладывалась на бога, судьбу, вселенную, теорию игр или во что там верил командир группы. Поэтому если у вас стоит проблема очень быстрого выбора – воспользуйтесь монеткой и дальше не переживайте за результат своего выбора.