Интервью с выдающимися фрилансерами: о самых известных профессионалах удаленной работы в мире

Фрилансеры: самые известные специалисты в мире

Джайлз Кросс из Великобритании
«Вместо того, чтобы искать очередную работу на полный день, я подумала, что для меня имеет смысл поработать в одиночестве. Тем более, с моим 10-летним опытом написания и редактирования …

Почему Вы решили стать фрилансером?

Некоторое время я работала редактором Интернет-сайта netregs.gov.uk Британского экологического агентства.

Поэтому вместо того, чтобы искать очередную работу на полный день, я подумала, что для меня имеет смысл поработать в одиночестве.

Тем более, с моим десятилетним опытом написания и редактирования текстов на глобальные экологические темы …

Если Вы обучались, то где? Если нет, то как Вы стали фрилансером?

Я защитила диплом и училась в аспирантуре по экологическому праву ЕС. После университета я отработала шесть месяцев в одном некоммерческим экологическим издания.

Пришлось научиться практически всему: и писать, и редактировать, и дизайн, и корректировать — все вместе. Лихорадочно, но увлекательно.

Есть ли у Вас специализация в какой-то конкретной области? На какие темы Вы пишете?

Моя специализация — устойчивость окружающей среды.

В этой сфере я получила дополнительные специальные знания по таким направлениям, как возобновляемые природные ресурсы, переработка на вторсырье, биоматериалы и бионаука, воссозданная человеком природную среду, экологическое законодательство и климатические изменения.

Если в печати появляются публикации, касающиеся оптимизации влияния деятельности человека на планету, существует большая вероятность, что об этом писала я.

В каких изданиях вы публиковались?

The Guardian, BBC online, Yahoo Green, многочисленные торговые и потребительские журналы, в том числе Рalladium, Bioplastics World, The Somerfield Magazine, Pro Sport Business, Venue.

Также писала статьи для сайтов и редактировала публикации для IF & P, Haymarket, EMAP, Prince’s Trust, Ernst & Young, Sustrans, Forum for the Future, Our Future Planet, reNews, Peugeot, Global Heritage Fund, EPR Direct, FC Business Intelligence.

Какими статьями и в каких изданиях вы гордитесь?

Я люблю писать для таких изданий, как The Guardian, у тебя ощущение, что большое количество людей действительно читает тебя, замечает твою работу, и, вполне вероятно, подпадает под твой влияние.

Вместе с тем, вы можете написать небольшую заметку о местных экологических проблемах для благотворительной организации.

На удивление, и такой материал может широко расползтись по сети и читаться огромным количеством народа.

Какие плюсы и минусы „фрилансерства“?

Возможно, величайший плюс — это эйфорическое чувства самостоятельности. Ты — не вторая скрипка в оркестре, не сидишь бессмысленно за столом с 9.00 до 17.00 только потому, что кто-то тебе говорит быть там, хотя делать и нечего.

Я лучше поработаю очень тщательно и интенсивно, чтобы потом заняться какими-то другими интересными делами. В удаленной работе нет ничего плохого.

Есть ли у вас какие-то интересные истории из вашего фрилансерского опыта?

Я часто наведывался на большие экологические встречи и форумы, которые проводятся в общественном секторе, и зачастую удивляюсь, что организаторы абсолютно не замечают скопления одноразовых чашек, тарелок, упаковок от сахара, кофе и горбатый, не размещают в доступном месте контейнеры для последующей утилизации отходов.

После мероприятия эти „горе-экологи“ оставляют свои одноразовые причиндалы в самом незаметным углу и вызывают такси, ссылаясь на «срочность» следующей встрече, вместо того, чтобы воспользоваться общественным транспортом.

Это довольно забавно сочетается с тем, как некоторые люди лирично „поют“ со сцены о необходимости хозяйского отношения к окружающей среде.

Софи Хейна: Журналист-фрилансер должен постоянно быть начеку

Известная шведская журналистка-фрилансер Софи Хейна дает советы, как быть успешным на удаленной работе …

Софи Хейн посещала Минск с открытой лекцией о фрилансе в Институте журналистики БГУ. Узнав, что гуру удаленной работы в Беларуси, члены БАЖ попросили провести встречу с коллегами.

Журналистка рассказала о собственном опыте и условия работы журналистов-фрилансеров в Швеции, а также предоставила рекомендации, как можно прожить в режиме „удаленки“ целая жизнь.

Что такое фриланс?

Часто многие люди даже в Швеции думают, что фрилансер — это безработный журналист, который не может найти постоянной работы, либо это человек, занимающийся журналистикой как хобби.

Но нужно трезво понимать, что фрилансер — это полноценный журналист и предприниматель. У меня лично есть собственная страница в интернете, чтобы рекламировать свою деятельность. Когда я начинала работать, то самореклама абсолютно меня не интересовало.

Но потом я понимала, что, когда журналист-фрилансер хочет выжить, до такой рекламной деятельности нужно относиться очень серьезно.

 

Иногда создается впечатление, что фрилансер — это человек одинок, так как сидит дома, а не в редакции. Но при этом журналист остается и независимым.

Если у меня появляется какая-то идея, я звоню в редакцию и рассказываю редактору свой замысел, но не сижу там постоянно.

Если человек становится фрилансером?

Для этого в Швеции ничего особенного не требуется: ты работаешь так, как и другие журналисты.Чтобы попасть в Шведский союз журналистов, надо иметь либо журналистскую образование или стала работать в СМИ, либо иметь 60 и более процентов дохода от журналистики.

Большинство фрилансеров выбирают возможность открыть собственное предприятие. Для этого необходимо выслать свои документы в регистрирующие органы, получить регистрацию и в союзе журналистов получать пресс-карту. Все!

В шведском союзе журналистов примерно 25% членов являются фрилансерами. У нас даже есть специальный отдел в союзе по работе с фрилансерами, так как их количество постоянно растет.

Шведский союз журналистов помогает фрилансерам в вопросах авторского права, определения уровня гонораров, налогообложения и общего правового статуса фрилансеров.

Секция фрилансеров в союзе журналистов также проводить много встреч для журналистов-фрилансеров, так фрилансером важно встречаться и обсуждать общие проблемы.

Часто на такие встречи приглашают редакторов тех или иных изданий, чтобы обсудить наболевшее или конкретные предложения.

Что касается статуса — фрилансер в Швеции является таким же журналистам, как и штатные сотрудники, так пресс-карты о принадлежности человека к журналистской профессии имеет право выдавать не только редакции СМИ, но и журналистский союз.

Редакторы шведских СМИ также относятся к фрилансеров с уважением, активно контактируют и с удовольствием размещают материалы журналистов, которые не входят в штат их СМИ.

Какие опасности ждут фрилансеров?

Очень часто фрилансеры попадают в сложные ситуации, так как лишены юридической и иной защиты редакции.

Например, при работе за рубежом или в горячих точках, где они не имеют аккредитации местных властей, так как не работают на конкретный СМИ.

Лучшая защита для журналиста в таких поездках — это прописанные в контракте гарантии: страховка, гарантированная оплата расходов и так далее.

Сколько должен зарабатывать фрилансер?

При потребности гонорара в Швеции журналисты в первую очередь руководствуются тем, сколько времени ушло на написание данного материала. Рекомендации здесь следующие: 1 час, согласно рекомендациям союза журналистов, должна стоить 100 евро.

Соответственно, день работы журналиста — 720 евро. Хотя в этой сфере есть очень много обстоятельств, ведь иногда журналисту за материал могут засчитать один день работы, а один день в него только уходит на то, чтобы добраться до места событий.

Есть также специальный сайт www. arvodesguiden .se, где журналисты делятся между собой информацией о размере гонораров в том или ином издании. Наличие такого сайта позволяет сделать эту сферу максимально открытой.

Что касается налогов — в Швеции они, вместе с пенсионными и медицинскими отчислениями, забирают 30% прибыли.

Как работаете Вы лично?

В своем доме под Стокгольмом у меня есть рабочий кабинет. Еще одно мое рабочее место находится в co-working, где работают еще несколько журналистов-фрилансеров.

Такой второй офис я считаю очень полезным, так как здесь мы можем между собой общаться, делиться какими профессиональными секретами, обсуждать профессиональные вопросы.

Этот офис принадлежит небольшому журналистскому объединению, где мы все вместе состоим и платим арендную плату.

Что касается тем — для того, чтобы выжить, фрилансеру нужно иметь некую собственную нишу. Я лично делаю радиогазеты для людей с плохим зрением, специализируюсь на проблемах людей с инвалидностью. Также пишу для различных газет и журналов.

Чтобы найти собственную нишу, фрилансер должен «просканировать» рынок и найти там свое место. Хорошо, если это будет какой-то уникальный собственный направление.

Если у меня появляется идея какого журналистского материала, я сразу думаю — которому изданию этот материал продать и в каком виде.

И после этого начинаю работу, договариваюсь с изданием, подписываю соглашение, готовлю либо радио- или письменный материал, прилагаю фотографии. И после передаю в редакцию готовый материал согласно с прежними договоренностями.

Бывает, что предварительного соглашения с конкретной редакцией у меня нет, поэтому я посылаю уже готовый материал в конкретное издание со своими требованиями по оплате.

Если редакция заинтересована, она может со мной связаться, подписать контракт и опубликовать данный материал.

Какие общие советы журналистом-фрилансером?

Я считаю, что журналист-фрилансер должен разбираться в законодательстве, найти какую-то собственную «фишку», быть ответственным, очень пристально относиться к заключению контрактов с редакциями.

Желательно, чтобы журналист, который стремится, чтобы у него заказывали больше материалов, был постоянно на связи — чтобы редакция могла срочно с ним связаться, и чтобы его контакты были на заметном месте на личной странице.

Также для фрилансера очень важно знать счет собственного труда и настаивать на достойной оплате. Отслеживать затронуты темы, следить за публикациями коллег по данной тематике.

Журналист-фрилансер должен постоянно быть начеку. Именно тогда он может стать успешным.

Ёрн Вад из Норвегии

Почему Вы решили работать журналистом-фрилансером?

Причин моего прихода в фриланс-журналистику было несколько.

Во-первых, мне не нравилось вставать рано.

Во-вторых, я хотел избирать самостоятельно темы публикаций без оглядки на заказы боссов. Однако вынужден отметить, что моя деятельность в фриланс не придала мне возможности отсыпаться.

Проходили Вы специальное журналистское обучение? Где?

Я обучался на фотографа и окончил университет по этой специальности. Позже я проходил производственную практику в местной газете в Драмэне. Эта возможность стажировки закончилась вместе с завершением моего обучения на факультете в 1979 году.

Как Вы стали журналистам-фрилансерам?

В Норвегии нет возможности обучения на журналиста, кроме как на «курсах повышения профессионализма», которые мы проводим в сплочении фрилансеров.

Мы предприняли их, ибо увидели, что многие из тех, кто выбирает карьеру журналиста-фрилансера, нуждается в обучении, чтобы совладать с особыми вызовами, которые чревато это работа.

Среди прочего, необходимо смириться с реальностью постоянной работы насамоце, а также с наличием постоянной привязки журналистской деятельности в фриланс к законодательству об авторских правах.

Или пишете Вы на какую-то отдельную тему? О чем ваши публикации?

По моему личное мнение, журналист-фрилансер обязательно специализироваться в определенной тематике для достижения успеха на трудовом поприще.

На любом рынке ваши личные способности и специальные знания привлекают клиента. Специализация может быть абсолютно разной. Например, я специализируюсь в области строительства.

Имея уникальную специализацию, вы имеете возможность писать как на местные, так и на международные темы.

Где Вы печатались?

Работая множество год в фриланс, я печатался не менее чем в 200 журналах и газетах в Скандинавии. Однако не могу сказать точное количество публикаций.

Надо сказать, что несколько статей моего авторства появились в иностранных СМИ, среди прочего в онлайн газете «TexasWatchdog» (Техас, США).

Какими статьями Вы гордитесь?



Трудно выделить какие-раздельные статьи. Однако это точно те публикации, благодаря которым удалось помочь простым людям в их справедливой борьбе за собственные права против правительств и местной политики.

Такие победы придают дополнительное достоинства журналистской работы, которая часто может быть довольно рутинной в моем случае.

Какие наилучшие и наихудшие аспекты фриланс-журналистики?

Лично мне кажется, что лучшим аспектом работы в качестве пишущего или фотожурналиста-фрилансера является возможность выбора собственных тем.

Вы можете самостоятельно выбрать, куда направить собственные навыки. Такая свобода придает новые возможности.

Наихудший? Ощущение опасности через постоянную работу на себя. Однако это чувство присуще всем фрилансерам.

Именно оно подтолкнуло меня к засноввання и развития специальной cекцыи для фрилансеров на сайте Норвежского союза журналистов (NJ).

Имеете ли Вы какие остроумные истории, связанные с Вашей работой в качестве журналиста-фрилансера?

Конечно, их было много, и мне сложно выбрать какую-то одну. Однако не так мало из них спрычыньвае странное мнение, распространенное, среди прочего, и среди коллег-журналистов, о том, что мы, фрилансеры, все являемся такими, ведь до сих пор нам не пашэнсила найти работу.

Конечно же, это заблуждение, через которую возникает много смешных эпизодов.

Журналист Инга Петцу из Германии

Немецкий журналист Инга Петцу более 10 лет работает в свободном полете и о возвращении в редакцию даже не думает. Путешествия, интересные места, люди, истории. Он сделал себе …

С господином Петцу мы встретились в Минском международном образовательном центре на семинаре по социальному репортажу.

Он был тренером и делился с белорусскими коллегами журналистской мудростью. Узнав, что перед нами профессиональный фрилансер, мы попросили поделиться опытом и с нашими читателями.

Кому бы Вы посоветовали становиться фрилансером? Какие качества важны для такой работы?

Если ты этого не хочешь, то ничего не получится. Будешь работать, тратить очень много энергии, а быть недовольным. Если у тебя нет воли или желания, то ничего не получится.

Ты должен любить свое дело. Это совсем другой режим жизни. Люди, которые любят свою свободу, которые немного неформальные, — это всегда очень хорошие фрилансеры.

В их головах оригинальные мысли и подходы к работе, они очень креативные.

Как определить, хороший перед Вами фрилансер?

Ха-ха. Я не знаю. Если ты зарабатываешь столько, что можешь прожить на гонорары и твоя семья тоже, то ты хороший фрилансер.

Также многое зависит от того, как ты работаешь. Когда я редактор и посылаю фрилансера, к примеру, в Новую Зеландию на 4 дня для конкретной темы, то важно, насколько быстро он может сориентироваться на месте.

Когда журналист подает сложную тему простой доступным языком, то я буду доволен этим сотрудникам. Для журналиста язык — очень важная, это наш профессиональный инструмент.

Она не должна быть скучной, банальной. Надо писать оригинально и живо.

Как фрилансер может дороже продать свою работу?

Работа для журналов всегда выше оплачивается. В Германии работать для газет становится совершенно невыгодно.

Например, я работаю для серьезного национального издания «Frankfurter Allgemeine Zeitung», и хочу сказать, что гонорары там не такие высокие. Экономический кризис, реклама уходит в интернет, тираж падает.

В журналов тираж также падает, но сравните стоимость журнала и газеты: журнал продают за 5-6 евро. Поэтому журналы могут платить более высокие гонорары.

Может фрилансер прожить только на гонорары, не заниматься другими подработкой?

Я могу. У меня много разных тем и соответственно много работы. Я занимаюсь и белорусского тематикой, также пишу о яхты, литературу, кино, музыку, экономику, путешествия.

У меня широкий круг тем. Если не получается продать статью о яхты, я просто перехожу на другую тему. Самое главное — всегда иметь интересные темы и оригинальный подход к ним.

Инга Петцу (свободный журналист) о Парламентские выборы в Беларуси

В чем секрет успешности фрилансера?

Для фрилансера важно, чтобы его идеи были намного более интересными, чем идеи штатникав.Если твои идеи слабые, то их никто не покупает, так как в редакции штатники сами могут это придумать

Правда ли, что фрилансерам приходится работать более штатникав?

Я всегда работаю. Мой мозг всегда чем занят, это, конечно, проблема, потому что нужен отдых. Но я так люблю свое занятие, что даже на выходных, когда другие отдыхают в парке или сидеть в кафе, я могу фотографировать.

И меня это не смущает, потому что я, по сравнению с другими, имею больше свободы. Я имею свою повестку дня, у меня нет начальников, и я более независим. Это совсем другая жизнь.

В чем преимущество фриланс над штатной работой?

Я никогда не хотел быть „штатником“ — хотел быть репортером. Двенадцать лет назад я работал в газете «Koelnische Rundschau» и видел, что многие сидят целый день за компьютером и занимается смешными делами: выбирает фотографии, обрабатывает их.

Это не для меня — я хотел путешествовать, увидеть мир. И в этом смысле фриланс меня вполне устраивает. А „штатников“, которые также могут себе это позволить, совсем мало, и не только в Германии.

Телеоператор Анджей Чапковский из Польши

Белорусские журналисты Олег Рожков и Александр Левчук встретились со своим польским коллегой, оператором-фрилансером Анджеем Чапковский, чтобы расспросить коллегу о выгодах и минусы …

Анджей Чапковский — выпускник престижной киношколы в Лодзи, профессиональный оператор.Работая в журналистике более 20 лет, Анджей прошел путь от ассистента оператора сотрудника крупнейшей коммерческой телекомпании Польши TVN.

Сейчас в основном занимается фриланс и планирует перейти на собственный медиа-бизнес. Но при этом очень скептически относится к будущему именно профессиональных журналистов.

А. Чапковский: Понимаешь, сегодня то время, когда новости делаются быстро, в течение буквально нескольких минут. Просто пишешь на свой телефон, если нужно, минимально обрабатывают элементарными редакторами — и все, ты в новостях.

Кроме того, много репортеров наловчились снимать себе на мобильную, например, портативную камеру.

Недавно был как раз такой случай. Поехали мы от редакции в Нью Йорк писать материал о ураган. Я весь день бегал со всем оборудованием на себе по закупоренной городе, выбирал места съемок, лучшие кадры, лучшее свет.

В результате отчасти были использованы снимки, которые делал сам репортер. Он снимал исключительно себя в разных позах и ситуациях: как он, например, идет по лестнице и что-то там говорит. Ну где это видно?

Ты же посмотри — теперь не только новости, но даже репортажи пишутся по скайпу, с мобильных телефонов, планшетов. Зритель любит такие кадры, потому что всегда есть эффект присутствия, какой психологический интерактив.

И для работодателя также такой вариант намного удобнее и финансово выгоднее, чем содержать профессионала, платить за него социальные выплаты, придерживаться контракта.

А разве с фрилансерами контракт не подписывается?

А.ч .: На сегодняшний день большинство больших корпораций отходит от постоянных контрактов. Я имею в виду долгосрочные или бессрочные условия о работе.

Большинство работодателей выбирает авторский контракт. Он одноразовый или подписывается на короткий срок, по нему нет никаких дополнительных социальных выплат, фактически никаких гарантий для работников. Для меня как для оператора это, конечно, плохо.

Но для моего работодателя это очень полезное и удобное выход.

В таком случае получается, что фрилансер никак не обеспечены на случай различных жизненных форс-мажоров?

А.ч .: Безусловно. Но это компенсируется абсолютной свободой в творчестве, то есть ты не ограничен никакой корпоративной или редакционной этикой. У тебя нет никакой идеологической, редакционной или, упаси Боже, коммерческой цензуры.

Ты можешь работать где угодно и как угодно. Сам можешь устанавливать размер своего гонорара.

При этом, если хочешь иметь какие-то социальные гарантии, пожалуйста, основывает свою продюсерские фирму, плати налоги — и будешь иметь все гарантии.

Но здесь есть опасность, что ты можешь не получить никаких заказов на следующий месяц и почти ничего не заработать. Но налоги надо платить регулярно.

Поэтому, как правило, в абсолютный фриланс идут люди с именем, связями и постоянными уже клиентами.

И ты из таких?

А.ч .: Ну как тебе сказать? (смеется) За столько лет опыт, конечно уже есть. И знакомства тоже. Но говорить о том, что я бы имел очень много клиентов и заказов, тоже не могу. Поэтому здесь помогает еще подработка в «Dzień dobry TVN». Там я несколько дежурств и уже кое-какой заработок.

Например, один рабочий день оператора оценивается в примерно 100 евро. Имея даже 10 дежурств в месяц, я уже могу кое-что заработать. Плюс дополнительно работаю клипмейкером, делаю иногда новости или репортажи для других телекомпаний.

И таким образом получается приличный заработок.

При этом я, например, никогда не стеснялся снимать свадьбы или какие корпоративы, ведь это тоже заработок, а как-то семью содержать должен всегда. Ребенку не скажешь, что работы нет, правильно?

Теперь вот понемногу покупаю собственное оборудование, так как думаю начать работать над своим сайтом, где можно будет продавать какие-то собственные вещи.

Каким образом планируешь организовать работу?

А.ч .: Если честно, еще не знаю. Имею твердое убеждение, что сайт должен быть, но как с ним работать, не имею даже представления. Потому что ты всегда рискуешь пролететь незаметным в медиа-пространстве. Тем более, если есть такие колоссальные ресурсы, как youtube или vimeo.

Думаю, что скорее всего буду делать какие видео-зарисовки, небольшие репортажи, выставлять их в худшего качества или с пометкой, а за использование в HD буду брать какую-то плату.

Быть может, даже что-то получится. Здесь же никогда не угадаешь, что и как. Можно сделать несколько снимков обычного помидора и продать его несколько тысяч раз, понимаешь.

Поэтому нужно просто работать, не сдаваться, даже если твои кадры идут просто «в стол» или просто на сайт. Ведь если очень стараться, наверное, придет время, и тебя заметят.

Цибо Маршан из Франции

А позже направляется в Украину, так как там признают журналистов-фрилансеров и есть возможность профессионально самосовершенствоваться, чтобы, наконец, найти редакцию своей мечты на родине.

Почему Вы решили работать журналистом-фрилансером?

После учебы на факультете журналистики я работал на несколько региональных газет. Однако мне не были по душе рамки, в которые меня загоняли, а также статьи, которые мне приходилось писать.

Мне хотелось освещать международные отношения или, по крайней мере, иметь возможность путешествовать. Вместо этого мне приходилось писать о местной политической жизнь.

Я уволился и стал фрилансером, чтобы приобрести опыт и иметь возможность позже трудоустроиться в более уважительных изданиях.

Фриланс был единственной для меня возможностью начать карьеру, которая была мне по душе.Не планирую оставаться в фриланс надолго. Надеюсь, что через год у меня будет достаточно способностей и опыта, чтобы присоединиться к редакции моей мечты.

Или пишете Вы на какую-то отдельную тему?О чем ваши публикации?

На самом деле, я не специализировался в какой-то конкретной тематике. Могу писать обо всем, начиная со спорта до культуры и политики. Однако мой переезд в Беларусь и, позже, в Украину поспособствовал моей осведомленности в тематике Восточной Европы и пост-советского пространства.

Где Вы печатались?

Моя карьера в журналистике начиналась в нескольких крупных региональных газетах: Ouest France(«Западная Франция»), La Nouvelle République(«Новая Республика») и La Voix du Nord(«Голоссевере»). С течением времени мне удалось убедить таких великанов, какL’Humanitéand Libération.Также я сотрудничал с международным французским радио RFI.

Какими статьями Вы гордитесь?

Горжусь своими статьями в католическом еженедельнике TémoignageChrétien, ведь у меня заняло много времени, чтобы достичь хороших результатов во время работы в этом издании.

Какие наилучшие и наихудшие аспекты фриланс-журналистики?

Свобода — это, конечно, лучшее в фриланс. Вы можете организовать работу так, как вам будет удобно, и писать о вещах, которые Вам интересны. С другой стороны иногда вас может одолевать чувство одиночества. Также вы никогда не сможете предвидеть, сколько удастся заработать до конца месяца. Эта неопределенность может пугать.



Наверх