Человеческий капитал Украины 2025

 Почему мы за это взялись?

Мир и Украина находятся сегодня в состоянии максимальной неопределенности дальнейших путей развития: мир переживает длительный экономический кризис, и значительная часть исследователей считает этот кризис признаком начала перехода к новой фазе технологического и социально-экономического устройства. В то же время в экспертных и деловых кругах распространяются взгляды на высокую вероятность появления в ближайшее время масштабных технологических прорывов, неизбежность экологической катастрофы и новой глобальной войны. Массовое сознание отражает кризис ожиданием конца света. На территории Украины в этой неопределенности добавляется политическая, основанная на ожидании позитивных или негативных изменений после парламентских выборов. В то же время позиции украинских компаний находятся под большим давлением со стороны политических рисков, финансовой нестабильности, колебаний цен на мировых рынках и тому подобное.

ОБЪЕКТ И МЕТОДОЛОГИЯ

С другой стороны, в этих условиях неопределенности украинские компании массово сворачивают процессы стратегического управления, ограничиваясь управлением текущими операциями. Это означает принципиальное снижение готовности к различным сценариям развития событий, реактивную модель поведения, потерю темпа и возможностей. Понятно, что в условиях вышеупомянутой неопределенности классические инструменты стратегирование (стратегического планирования и менеджмента) не работают. Однако потребность в стратегическом мышлении в такие переходные моменты является максимальной.

В таких условиях команда «ВикиСитиНомика», оргкомитет Human Capital Forum и Киевская Бизнес Школа решили предложить обществу опыт и инструменты стратегирование, что может быть, с одной стороны, непосредственно использовано как результаты; с другой стороны, даст толчок и инструменты для распространения практики стратегирование другими субъектами в других проектных рамках, тем самым насыщая чрезвычайно бедное украинское проектное пространство.

ОБЪЕКТ И МЕТОДОЛОГИЯ

Итак, форсайт «Человеческий капитал Украина 2025» — это исследование, проведенное в июне — октябре 2012 года с привлечением широкого круга экспертов, предпринимателей, менеджеров высшего звена. Цель исследования состояла в том,mqdefault чтобы в условиях неопределенности путей экономического и политического развития мира и Украины установить основные тренды трансформации человеческого капитала Украины и наиболее вероятные сценарии развития, а также стратегические проектные инициативы, которые могут
стать фактором изменений.

Исследование проводилось по методологии форсайта (foresight), отличающийся от других методологий исследования будущего своей откровенной направленностью на интересы определенного субъекта, проактивной подходом (не только прогнозирования, но и конструирование), большим весом управленческих выводов. Коллективный субъект, в интересах которого проводился форсайт, определенный как активные работодатели, осознают себя «ответственным украинским бизнесом». Заметим, что форсайт не является чисто научной методологии, потому что совмещает в себе исследовательские и управленческие задачи, с целью не только прогнозирования, но и конструирования будущего. Иначе говоря, форсайт предусматривает согласование не только взглядов экспертов на проблему «каким будет будущее?», Но также и позиций руководителей на проблему «что нам делать?». Организаторы и участники форсайта подходят к будущему с пониманием, что оно является вариативным, а варианты зависят от принятых нами решений, будущее зависит от наших мыслей и наших усилий.

Итак, форсайт не является научным исследованием, имея дело с тем, что невозможно познать путем объективного научного анализа, — а именно с будущим. Поэтому форсайт не всегда вписывается в каноны научных исследований. Но это не проблема, потому что у него другая цель — повлиять на субъективные картины будущего широких кругов представителей избранное коллективного Субъекта, побудить их к совместным действиям.

Дальновидные предприниматели и топ-менеджеры задумываются о долгосрочных последствиях сегодняшних решений, осознают комплексность проблем развития страны, общества и бизнеса. Они задают вопрос: «Какие роли в мировом разделении труда хочет и способна играть Украина? Какими человеческими ресурсами оперировать бизнес в будущем? »Качество человеческого капитала определяет направление и темпы развития любого бизнеса и страны в целом, это один из ключевых факторов экономического успеха. Поэтому системное заботы о человеческий капитал — это непосредственная ответственность передовых предпринимателей.

Понятие человеческого капитала претерпело значительные изменения за последние 50 лет, но при этом оно не менялось по сути, а преимущественно только осложнялось путем включения в описание человеческого капитала каждый раз большего количества факторов, определяющих его качественное развитие. В рамках этого форсайтных исследования мы понимаем человеческий капитал как сформирован или развит и накопленный людьми (человеком) определенный запас здоровья, знаний, привычек, способностей, мотиваций, целенаправленно используется в той или иной сфере общественного производства, способствует росту производительности труда, благодаря этому, влияет на рост доходов его владельца (а также и общества в целом). Факторы, влияющие на формирование и качество человеческого капитала, включают воспитание, образование, здравоохранение, науку, личную безопасность, предпринимательский климат, информационное обеспечение труда, а также культуру в широком смысле — как совокупность норм, правил, ритуалов и ценностей.

Что мы имеем сегодня?

В управленческой логике стратегическое управление человеческим капиталом состоит из нескольких базовых компонентов: «производство человека», то есть поддержка процессов рождения и укрепления здоровья; сохранение производительности человека, то есть ее работоспособности, физического и психического здоровья; развитие и поддержка производительных способностей человека: воспитание, обучение, формирование инициативности, активности, в том числе предпринимательской, творческой и тому подобное; «Капитализация человека», то есть включение ее в систему экономической деятельности и создания условий для экономической самореализации. Крупными субъектами стратегического управления человеческим капиталом является национальное правительство и крупный бизнес. Кроме того, субъектами стратегического управления человеческим капиталом также местные общины, малый и средний бизнес, хотя они слабые.

В разных странах субъекты стратегического управления человеческим капиталом реализуют разные стратегии. Что касается Украины, отечественные субъекты не демонстрируют никакой стратегии: нет осознания ситуации и согласования действий, а есть только инерция, наименее затратный путь получения выгоды «здесь и сейчас», сохранение еще советского «статус кво». Отдельные стратегические инициативы крупного бизнеса по развитию человеческого капитала не создают системы: они либо слишком краткосрочные, направленные на быстрый результат, или слишком узкие, «точечные» и не влияют на ситуацию в целом.

Объективная картина состояния человеческого капитала Украины достаточно печальной. Населения сокращается, рождаемость находится значительно ниже уровня, необходимого для простого воспроизводства населения. Значительная трудовая миграция также вносит свой вклад в сокращение населения, причем те, выезжающих являются носителями лучшего человеческого капитала, чем те, что вместо прибывают в Украину. К тому же население стареет, доля трудоспособного населения уменьшается. Значительное снижение качества образования приводит к недостатку квалифицированных кадров во всех отраслях экономики. Украина быстрее всех постсоветских стран (исключая Среднюю Азию) потеряла достояние советской системы образования, несмотря на значительные темпы экономического роста в течение многих лет. О здравоохранении не приходится. Уменьшение предложения рабочей силы приводит к ее удорожанию. Соответственно, Украина начинает терять конкурентоспособность по показателю низкой стоимости рабочей силы.

С точки зрения развития производительных сил, по сути, страна находится в ситуации отката на стадию ранней индустриальной экономики, а также доиндустриальной. Мы наблюдаем увеличение дисбаланса между основным, естественным, финансовым капиталом страны, с одной стороны, и человеческим капиталом — с другой. Это грозит ситуацией, когда Украина, через низкий человеческий капитал (малочисленность населения, его низкий интеллектуальный, образовательный, культурный уровень, состояние здоровья, низкую долю населения трудоспособного возраста и т.д., а также узкий кругозор, несоответствующую современной экономике систему ценностей) не сможет эффективно распорядиться, эффективно использовать тот естественный и основной капитал, которым обладает. С учетом этих тенденций, серьезно рассуждать о развитии современной экономики промышленных товаров, полноценной экономики услуг и тем более «креативной» и «когнитивной» экономик сегодня нет никаких оснований. Точнее говоря, мы как народ не создали этих оснований.

КУДА ДВИГАЕМСЯ?

В ходе исследования было определено несколько десятков основных трендов, формирующих будущее, и характер их влияния (инвариантность / вариативность, локус воздействия и т.д.). Необходимо отметить, что значимость трендов определяется субъективно. Фактически трендами являются не сами изменения, происходящие в экономической, социальной, технологической среде, а проекция объективных изменений на сознание субъектов. Часто бывает так, что значительные изменения не осознаются субъектом как важны и поэтому не включаются в число управляющих делам. В то же время другие изменения могут субъективно считаться чрезвычайно важными, и это означает, что субъект будет действовать с учетом этих трендов. Веские с точки зрения субъекта тренды — это либо очень привлекательные для него, те, которых он хочет, или очень отталкивающие, которых страшится.

Настоящими «точками боли», отражающие текущие изменения в человеческом капитале, является отток квалифицированных профессионалов за границу, свертывания традиции / привычки читать книги, нездоровый образ жизни и недостаток взаимного доверия в обществе. Среди других весомых негативных трендов также концентрация собственности в руках богатейших семей или компаний, ухудшение условий развития малого бизнеса, отсутствие профориентации молодежи, загрязнение среды, стресс, ограничение гражданских свобод. Важнейшими положительными трендами является распространение тенденции образования в течение всей жизни, развитие гражданского общества. В то же время характер влияния трендов, их причинно-следственная связь является достаточно сложным. Отметим, что важнейшие тренды рассматриваются как большим количеством респондентов, независимо от региона, отрасли, размера предприятия, должности, пола.

Важным фактором является значительный внешний локус контроля в Субъекта. Это отражается как в больших ожиданиях от государства (качественная промышленная политика, государственная инвестиционная и инновационная политика), так и в надеждах, которые возлагаются на соседей (Европейский Союз, Российская Федерация). При этом такие ожидания и надежды противоречат ответам респондентов на другие вопросы (например, часто встречается стремление эффективной государственной промышленной политики в сочетании с либерализацией предпринимательства и невмешательством государства в эту сферу). Таким образом, субъект, критикуя патерналистские ценности в обществе (пассивное ожидание позитивных изменений от государства, политиков, различных элит и т.д.), часто становится заложником тех самых ценностей. Мы ярко выраженную проблему осознания субъектности украинским бизнесом, которая, собственно, дублирует на своем уровне общую проблему субъектности Украины.

Неизбежное будущее

Основные инвариантные тренды формируют неизбежно (неотвратимое) будущее, которое реализуется независимо от действий управленческих субъектов и включается во все сценарии возможного будущего. Итак, в представлении Субъекта до 2025 года общая социально-экономическая ситуация в Украине в основном сохраняет принципиальные черты и тенденции современности. Продолжается рост доли стареющего населения, в результате чего увеличивается демографическая нагрузка (отношение количества пожилых людей в общей численности трудоспособного населения). Поэтому приходится меньшим количеством человеческих ресурсов зарабатывать такой же, а скорее даже больше, чем раньше, объем финансов и благ для обеспечения населения страны. Казалось бы, можно предположить, что Украина пошла по пути прорыва в постиндустриальную экономику, где нам удалось занять свое место в мировом разделении труда как необходимого другим «источники креатива» и / или хорошо оплачиваемого «сервис-центра». Однако ряд других тенденций заставляет сомневаться в том, что качественный скачок произошел. Украина продолжает терять квалифицированные кадры, и это означает, что в мире есть страны и регионы, которые предоставляют лучшие возможности для самореализации и капитализации личного человеческого капитала. Усиливается загрязнение окружающей среды, ведь Украина не уменьшила, а скорее увеличила количество крупных промышленных предприятий. Вероятно, стране удалось частично привлечь глобальные корпорации, предложив им выгодные условия для переноса в Украину своих производственных мощностей. Нормы, как и раньше, лояльные к промышленным предприятиям с низким уровнем экологичности производства. А это значит, что не произошло массовой социально-культурной трансформации в сторону «зеленых ценностей» (то есть тренд экологического мышления не набрал значительный вес). Очевидно, страна остановила свой выбор на индустриальном векторе развития экономики. Прогрессирующая урбанизация вполне вписывается в эту картину, где, образно говоря, «сталевар победил фермера», а креативный класс игнорируется. Усиливается миграция между городами Украины: одни города вымирают и превращаются в глушь, другие продолжают привлекать людей наличием работы и высоким качеством жизни. Стресс среди трудоспособного населения прогрессирует, что абсолютно закономерно, учитывая, что демографическая нагрузка растет, а доступность Интернета, привлечения к социальным сетям существенно увеличились. Быстрый и легкий выход в глобальный виртуальное пространство предоставляет рядовому Украинская возможность сравнивать свой стиль и качество жизни с более развитыми странами, каждый раз увеличивая уровень фрустрации (разочарованности) в своей реальности. Способы борьбы со стрессом индивидуальные: кто мигрирует внутри страны в поисках лучших возможностей, кто-то притупляет разочарование алкоголем, кто-то периодически бунтует, требуя лучшей жизни, а наиболее способные стремятся вырваться в более перспективные страны. Зато человеческий капитал, выбывает, замещается иммигрантами, увеличивает этническое разнообразие общества и производит дополнительное напряжение. Растущее демографическая нагрузка (наряду с другими факторами, политическими и экономическими) приводит к свертыванию государственной системы. Весьма вероятно, что сформировался и закрепился функционально-экономический раздел территории Украины. «Восток» вобрал в себя рабочий класс, «Запад» и «Центр» (точнее, Киев) собрали со всей страны креативный класс и малых предпринимателей. Некоторые регионы «Юга» держатся на сервисной экономике, обслуживая туризм и отдых, логистику и торговлю. Такое деление дальше усиливает центробежные процессы, которые уже приобрели определенной силы в предыдущие годы.

Заметим, что вышеприведенное значительной степени является инерционным сценарием, то есть проекцией инвариантных трендов на будущее (то есть, «что произойдет, когда ничего не делать»). Вместе с тем, возможное будущее является вариативным и не исчерпывается неизбежным будущим.

СЦЕНАРИИ БУДУЩЕГО

Моделирование различных сценариев развития страны привело к выводу: понимание Субъектом ситуации в стране можно назвать точкой неопределенности, а лучше — точкой расщепления, где все возможные сценарии еще возможны и более или менее одинаково вероятны. Значительное влияние на высокий уровень неопределенности имеет также отсутствие четко очерченных и артикулированных приоритетов развития государства. Но и сами участники исследования в большинстве своем не только не видят определенного сценария, к которому следует страна, но и не определились с тем, какие из них являются желательными.

Для построения основных сценариев возможного будущего определены две основные «сценарные растяжки», то есть пары важнейших трендов, подобные железнодорожных стрелок, которые определяют принципиальный путь развития страны. Такими растяжками определены:

  • Доминирование крупного бизнеса — или Развитие массового предпринимательства
  • Рост гражданских свобод — или Свертывание гражданских свобод

Две пары растяжек позволяют построить четыре сценария, которые получили следующие метафорические названия.

Сценарий «Мафия», или «Семья» (доминирование крупного бизнеса, рост гражданских свобод) характеризуется экспортной направленностью экономики, высокими потребительскими стандартами ( «жизнь в кредит»), иерархичностью общества (оно разделено на слои в соответствии с уровнем близости к правящей элите ), «длинным поводком» в понимании гражданских свобод ( «все могу, но ничего в системе менять не хочу»). Фактически большинство социальных лифтов являются закрытыми, поэтому наличие гражданских свобод предусматривает создание таких условий, по которым пользование ими не составляет важной потребности: свобода добровольно обменивается на достаточно высокие жизненные стандарты. Большой бизнес входит в сговор друг с другом (олигополия, картели) и срастается с государством, малый бизнес «заходит под крышу» велика. Национальная идентичность размывается или переформулируется (регионализация, расщепление на две идентичности). Несогласные массово уезжают. Растет общий уровень здравоохранения, зато сворачивается наука, а образование становится «кастовой» (различные системы для «элиты», «среднего» и «низкого трудового класса»). Образовательные программы спроектированы таким образом, чтобы минимизировать развитие критического мышления у тех, кому «не положено», и предотвратить формирование целостной картины мира у большинства населения. Четко построенная и эффективно функционирует система ранней профессиональной ориентации детей, призвана как можно раньше формировать у детей желание и готовность реализовываться в рамках заданного извне сценария профессионального развития. В культуре пропагандируется ценности принадлежности к определенным группам по социально-профессиональному признаку, приветствуется лояльность человека к определенной корпорации и / или региона, города, зато подавляются ценности самореализации, личного успеха и творчества, предпринимательские порывы.



Сценарий «Тоталитарная корпорация» (доминирование крупного бизнеса, свертывание гражданских свобод) характеризуется закрытыми границами, размыванием государственной власти из-за влияния крупного капитала и его полной зависимости от него, расслоением общества по трудовым компетенциями до кастовости по профессиональному признаку, когда представители разных профессий и профессиональных групп мало общаются и мало связаны друг с другом. Крупные отечественные корпорации создают «частные государства в государстве». Это приводит, во-первых, к уменьшению роли центрального правительства, во-вторых, в значительной разницы в условиях, стандартах и особенностях жизни в разных «корпоративных государствах». Региональные власти срастается с корпорациями, которые имеют наибольшее влияние в соответствующих регионах, и мешает центральной власти проводить единую политику. Корпорации выступают «новыми феодалами»: каждая «государство в государстве» создает социальные границы для защиты своих интересов, включая кастовую сознание, корпоративную «религию», специализированный язык и тому подобное. Области монополизируются, о олигополию и тем более конкуренцию нет и речи. Большой бизнес осуществляет тотальный контроль над СМИ, Интернетом и силовыми структурами и государственной властью в целом, а также над массовым сознанием через телевидение, корпоративные «религии», массовые зрелища и тому подобное. Здравоохранение, образование, наука и культура становятся полностью внутренним делом корпораций, ориентированными исключительно на их интересы. Поддерживается обособленность региональных культур, способствует меньшей миграции населения внутри страны в поисках лучших возможностей. Национальная идентичность сегментированная, разрозненные, противоречивая, что способствует стабилизации «корпоративного феодализма».

Сценарий «Калейдоскоп», или «Пастораль» (развитие массового предпринимательства, роста гражданских свобод) характеризуется значительной долей среднего класса, высокой мобильностью населения (в том числе высокой иммиграцией). Активно развиваются сельское хозяйство, легкая и пищевая промышленность, хай-тек. Проводится жесткая антимонопольная политика. Развитие предпринимательства создает мощные социальные лифты, но повышение социальных стандартов требует высоких налогов. Поэтому введено высокие налоги для физических лиц и корпораций, зато разнообразные льготы для малого и среднего бизнеса, который рассматривается не как источник налогов, а в первую очередь, как фактор занятости. Система образования и здравоохранения капитально реформируются и коммерциализируются, зато наука сворачивается, потому ученые массово выезжают, ведь отечественная наука интегрируется в мировую. Здоровое образованное население живет индивидуалистическими ценностями. Обостряется конфликт между потребностями индустриального бизнеса в дешевой рабочей силе для тяжелого физического труда и желанием нового поколения жить и работать в другом качестве, с ориентацией на творчество, свободный режим труда и низкая степень регламентации. Открытость географических и культурных границ, отсутствие ограничений приводят к росту космополитических ценностей. В этом сценарии мы видим реальный интеркультурализм ( «плавильный котел культур»), либерализацию общества, пропаганду толерантности к инакомыслию, к религиозным и расовым различиям. Национальная культура размывается, национальный состав населения существенно изменяется за счет миграции.

Сценарий «ГМОбщество» ( «Генно-модифицированное общество»), или «Крепостные на заработке» (развитие массового предпринимательства, сворачивание гражданских свобод) характеризуется плановой централизованной экономикой, государственным контролем во всех сферах жизни ( «полицейское государство»), ограниченными контактами с внешним миром. Пассионарная часть населения имеет возможности самовыражения через предпринимательскую деятельность, но виды и объем предпринимательской деятельности жестко регламентируются государством. Это выглядит как «стеклянный потолок»: до определенного уровня или в определенных отраслях существует достаточно либеральный режим предпринимательства, в то время как вход в определенные отрасли или переход на определенный уровень развития абсолютно запрещенными. Те, кто слишком «самостоятельные», амбициозные или стремятся развить персональный предпринимательский успех выше разрешенного уровня, испытывают морального и экономического давления, не исключая физических угроз. Предпринимательская активность реализуется в основном на внутреннем рынке (производство и сбыт товаров массового спроса, бытовые услуги и т.д.). Решение о предпринимательской деятельности предоставляет местная власть через сложную, но полностью коррумпированную разрешительную систему; поэтому предприниматели тесно связаны с местной властью через систему «благодарностей». Земля, недра, масс-медиа находятся в государственной собственности. Медицина и образование также являются государственными, низкокачественными и бесплатными. Система образования продолжает деградировать, обеспечивая лишь функцию надзора за детьми до достижения ими трудоспособного возраста. Государственные должности, руководящие должности в государственных предприятиях имеют чрезвычайно высокий статус, существует мощная система подготовки чиновников вроде «школ партийного резерва». Власть «силовиков» достаточно, но подконтрольная политическому руководству. Проактивная государственная культурная политика отсутствует, культурно-развлекательный контент импортируется. Социально активная часть населения, не видит перспектив развития, покидает страну.

Нетрудно обнаружить, что определенные возможности для развития бизнеса существуют во всех четырех сценариях . Более того: для разных предпринимателей привлекательны различные сценарии, отражает внутреннюю разнообразие избранное коллективного субъекта «ответственный украинский бизнес».

Определенные сценарии могут казаться такими, что уже реализуются. Кому-то может показаться, что несколько сценариев реализуются одновременно. Но, принимая во внимание, что растяжки являются взаимоисключающими (или ограничения предпринимательства, или его стимулирования, или ограничения гражданских свобод, или их рост), описаны сценарии также взаимоисключающими.

По крайней мере трех сценариев значительное количество участников исследования заявляла: реализуется именно этот сценарий, «нас туда ведут». По каждому из четырех сценариев звучали уверенные заявления, мол, «именно этот сценарий в нашей стране невозможен». Такая странная ситуация отражает как состояние сознания Субъекта, так и объективную неопределенность путей дальнейшего развития, пребывание страны в точке расщепления . Целесообразно привести метафору «шарики на пирамидке»: баланс шарики на вершине пирамидки является неустойчивым, очень незначительный импульс приводит к стремительному движению в одну из противоположных сторон.

Итак, все четыре сценария в определенной степени проявленные в настоящем. Мы можем найти в сегодняшних социально-экономических реалиях проявления всех этих сценариев (хотя, возможно, субъективно кому-то может показаться, что определенный сценарий преобладает). Это ярко свидетельствует о том, что «окончательный курс» еще не выбран, будущее вариативное.

Определенное внимание при проведении исследования уделялось также «диким картам» ( «Джокер», «черным лебедям») — непредсказуемым событиям, которые изменяют границы возможного и невозможного (стихийное бедствие, действия крупных неуправляемых сетей людей, поступки выдающихся личностей). В ходе форсайта были названы десятки диких карт, более или менее вероятных или предполагаемых. Однако значительная часть этих диких карт ничего не меняет ни в геополитической ситуации вокруг Украины, ни в роли Украины в мировом разделении труда, ни в состоянии человеческого капитала. Целью того, что определенную незначительное внимание было уделено диким картам, демонстрация многовариантности будущего и возможности работы даже с малопредсказуемых событиями.

ЧТО ДЕЛАТЬ?

В начале мы утверждали, что задачей форсайта является не только прогнозирование будущего, но и разработка и внедрение проактивной стратегии . Под стратегическими проектными инициативами в рамках форсайта понимаются неполитические проектные инициативы бизнеса как Субъекта по кардинальных изменений в человеческом капитале. Если бизнес осознает себя субъектом стратегического управления человеческим капиталом, он может объединить усилия ради реализации таких проектов.

Немного отступив от темы, заметим, что невозможно изменить страну, не изменив людей , — ведь даже успешные реформы будут возвращены обратно, если люди не примут их (да, мы видим в мире разные примеры неудачи либеральных реформ, если большинство населения скорее хочет видеть большой заботливое правительство). Будущее страны является таким, каким его хотят видеть люди, даже если они отрицают свое влияние и говорят «от нас ничего не зависит». Да и сам субъект ( «ответственный бизнес») в большинстве случаев считает, что судьба страны — в руках государства; хоть отрицает такое убеждение, но, как показывает исследование, на самом деле думает так. Что же тогда такое этот «ответственный бизнес»? Значит, он чувствует ответственность, но не готов взять ее на себя, не готов действовать.

Перед тем, как перейти к стратегическим проектных инициатив, посвятим немного внимания инструментам развития человеческого капитала на корпоративном уровне . Участники исследования предпочитают таким инструментам, как повышение фонда оплаты труда, эргономичность рабочих мест, гибкий график работы с неполными / свободными днями, гибкая организационная структура, развитие вовлеченности персонала, системы оценки персонала, планы индивидуального развития, формирование и развитие кадрового резерва. Все эти инструменты можно назвать «гигиеническими» и «мотивационно-развивающими»: предоставить сотрудникам комфортные, экологически качественные условия труда, учесть индивидуальные пожелания, обеспечить достаточный уровень благосостояния, повысить их заинтересованность в профессиональном развитии, карьерном и личностном росте. По сути, это означает низкую готовность Субъекта тратить время и средства на формирование и развитие человеческого капитала страны в целом. Зато Субъект ориентирован на стратегию привлечения именно к своей компании лучшей части человеческого капитала страны, и именно поэтому предпочитает тем инструментам, которые улучшают внутреннюю среду компании и делают ее более привлекательной для персонала. Если представить себе, что эти тенденции прогрессируют, то через некоторое время неизбежно получаем мощный кадровый дефицит на всех уровнях бизнес-организаций, так как общий уровень человеческого капитала страны падает, а конкуренция за него растет. Итак, решаем краткосрочные проблемы, а долгосрочные умалчиваем.

Основная стратегическая идея , выработанная участниками форсайта, звучит так: воспитание «здорового мышления» людей . включающий: воспитание у детей навыков логического и стратегического мышления; воспитание навыки потребления культуры; воспитания «рыночного мышления», то есть понимание, как устроен сегодняшний мир, принятие его, а не отторжение; партнерское отношение к предпринимательству; воспитание привычки к здоровому образу жизни (в смысле физического и психического здоровья); воспитание четкой национальной, культурной, а позже и профессиональной идентификации.

Для достижения этого Субъект должен мыслить не только в терминах собственных ресурсов и собственной способности, но сотрудничать на принципах партнерства с наукой, образованием, системой здравоохранения и тому подобное.

Обозначенные в рамках форсайта проектные инициативы включают:

Образование:

  1. Лоббирование налоговых льгот для частных образовательных учреждений, что приведет к увеличению инвестиций, насыщения системы образования людьми со здоровым мышлением, кардинального изменения образовательной среды в целом.
  2. Система независимого контроля системы образования как обратная связь для нее от бизнеса: в первую очередь, навыки чтения и счета в начальной школе, а дальше оценка содержания учебных программ.
  3. Программа для родителей «Успешная ребенок» как инструмент «воспитание воспитателей».
  4. Институт наставников: система «второй карьеры» для пожилых людей, завершающих основную трудовую деятельность.
  5. Агентство практики для студентов.
  6. Эксперимент в области создания новой системы профессиональной ориентации, в первую очередь, для детей из социально незащищенных слоев.
  7. Проекты отраслевых ассоциаций по созданию профилей работников, профессиональной ориентации молодежи, формулировка заказ для системы образования.
  8. Проекты массового образования старшеклассников за рубежом. Школьный курс «Роль и устройство бизнеса, твое место в нем».
  9. Программы воспитания культуры потребления.
  10. Частные высшие учебные заведения повышения квалификации / переквалификации для взрослых.
  11. Исследования в области новых методик образования.
  12. Ежегодный заказ бизнеса для системы образования.
  13. Целевые программы сотрудничества с высшими учебными заведениями: целевые программы подготовки специалистов, исследовательские и тому подобное; использования компаний как базы для практики, исследований; привлечение работников компаний для участия в учебном процессе.

Здравоохранение:

  1. Корпоративные программы регулярных профилактических осмотров. Корпоративные программы страховой медицины, негосударственных систем пенсионного обеспечения.
  2. Корпоративные программы по пропаганде здорового образа жизни (тренинги и т.д.).
  3. Программа «психотерапевт на производстве».
  4. Научные исследования в области создания основы для пропаганды здорового образа жизни (валеология, санология).

наука:

  1. Научно-бизнес отраслевые объединения, созданные для выявления потребностей и взаимных ожиданий, поиска общего языка.
  2. Проекты «Ученые в лизинг»: комплектация исследовательских подразделений компаний кадрами из научных учреждений на временной основе.
  3. Венчурные фонды целевого финансирования разработок, в том числе отраслевые (например, в сельском хозяйстве).
  4. Фонды фундаментальных исследований, в том числе в области гуманитарных наук (психология, социология и т.д.).
  5. Исследовательские проекты в области поиска новых парадигм бизнеса.

Культура

  1. Проекты культурного и социального развития, финансируемые бизнесом и отражают его видение желаемого направления движения.
  2. Лоббирование освобождения от налогообложения расходов на такие программы, а также лоббирование изменения статуса Министерства культуры от субъекта определения культурных ценностей к управляющему отдельными проектами (это приведет к конкуренции культурных проектов, финансируемых государством и бизнесом).
  3. Поддержка самоуправляющихся культурных инициатив.

прочее:

  1. Программы поиска и поддержки юных талантов в различных сферах (культура, наука и т.д.).
  2. Проведение отраслевых Форсайтах, привлечение значительного количества представителей бизнеса к моделированию будущего.

Указанные проектные инициативы, конечно, необходимо детально прорабатывать, но эта работа выходит за рамки форсайта. Подчеркнем, что бизнес имеет значительные ресурсы и возможности влияния на человеческий капитал, но имеет недостаточную субъектность.

УСТАНОВКИ НА БУДУЩЕЕ

Как следует из методики форсайта, что подчеркивает интересах Субъекта в противовес объективной картине мира, итоги исследования не могут претендовать на истину в последней инстанции. Так же работу нельзя считать законченной. Скорее, этот форсайт надо рассматривать как толчок, в первую очередь, для крупного бизнеса как субъекта стратегического управления человеческим капиталом, определиться со своими долгосрочными стратегиями к нему.

Можно сделать вывод, что результативность этого форсайта оказалась жестко ограниченной недостатком субъектности отечественного бизнеса и его недостаточной ответственностью за будущее человеческого капитала страны, о чем уже говорилось выше. С этого первичного и наиболее значимого ограничения мы выходим на первую установку для Субъекта — пересмотреть роль бизнеса в социально-экономической жизни страны . Украинскому бизнесу необходимо инициировать «диалог с властью» и «диалог с обществом», стать третьей точкой треугольника. По сути, это требует формирования нового «общественного договора» между обществом, бизнесом и государственной властью, который позволит бизнесу в перспективе развернуть инвестиционные проекты по развитию человеческого капитала страны.

Для этого бизнесу придется инициировать внутренний диалог в формате «бизнес — бизнес», ведь ориентация на стратегическое партнерство украинских компаний между собой является ключевой предпосылкой для успешного развития проектных инициатив по развитию человеческого капитала страны. Или договоренность о совместном развитии общего для всех ресурса, или жестокая борьба между собой за ресурс, стремительно уменьшается, и истощение людей в стремлении повысить текущую эффективность здесь и сейчас. Словам народной мудрости, «или вместе в рай, или в одиночку в ад».

Крупному бизнесу необходимо осознать свою чрезвычайную ответственность за развитие страны через свою уникальную способность и насыщенность ресурсами, а также из-за необходимости долгосрочного стратегического планирования в пределы горизонта времени, по которому при инерционном развитии начинаются серьезные проблемы с человеческими ресурсами, то есть разрушительные угрозы устойчивому бизнеса. Малый и средний бизнес , составляющий основу многих новых отраслей, в первую очередь, отвечает за объединение усилий на уровне этих отраслей, выработка общих позиций и начала совместных проектов.

Кроме того, Субъекту необходимо четко осознать изменение дискурса от «человек является ресурсом» до «человек является партнером» . Это означает изменение привычной управленческой парадигмы: отношения бизнеса и человека будут уже не отношениями «субъект — объект», а «субъект — субъект».

Подытоживая, отметим, что проявлено три вектора действия для Субъекта, определенного нами как «ответственный украинский бизнес»:

  • Согласование долгосрочных интересов и «правил игры» между отечественным крупным, средним и малым бизнесом, что позволит с большей эффективностью влиять на других субъектов, в конце концов — снизить конкурентную напряженность внутри страны и перенести амбиции на внешнеэкономические цели.
  • Построение системного партнерства с субъектами из сфер образования, науки, здравоохранения, культуры, гражданского общества.
  • Поиск систем общего устойчивого влияния на решения государственной власти, местного самоуправления и других субъектов, которые непосредственно определяют качество человеческого капитала страны.

В социальных исследованиях часто возникает эффект, похожий на феномен, известный в квантовой механике: наблюдая объект, наблюдатель тем самым его меняет. Таким образом, попытка изучения проблемы привлекает к ней внимание субъекта управления и сдвигает далеко изменения.

Некоторые говорят, что Украина больше чем за 20 лет так и не стала настоящей страной. Нам кажется, «подлинность» определяется двумя факторами. Во-первых, страна живет в вечности: не скоротечным текущим моментом, и не только наследием прошлого, но и видением будущего. Изменить прошлое невозможно, поэтому зря его воевать. Зато будущее можно и нужно менять, и собственную его видение необходимо защищать. Во-вторых, страна с народом, в отличие от территории с населением, является субъектом, а не объектом: мы делаем, а не с нами делают. Этих двух вещей — устремленности в будущее и субъектности — нам часто не хватает . Наша команда попыталась Форсайтом восполнить этот пробел. Это капля в море. Добавляйте ваши капли, и море наполнится.



Наверх